Как быстро научить ребенка читать в 7 лет

Содержание

Как научить ребенка в 7 лет быстро читать

Как быстро научить ребенка читать в 7 лет

В семь лет дети идут в первый класс. С каждым годом требования к уровню образования повышаются.

При нормальном развитии ребенка случается так, что школьник трудно усваивает новый материал и тяжело справляется с какими-либо задачами.

Чтение — это основа в обучении, помогающий развивать творческий потенциал и речевые способности. Овладение навыком скорочтения станет одним из решений проблемы успеваемости.

Скорость зависит от способа чтения и понимания прочитанного текста. Нормой для первоклассника считается 40 слов в минуту, построение логических цепочек и анализ смысла текста.

При количестве нельзя потерять качество.

Так как научить быстро читать ребенка 7 лет быстро и осмысленно? Существует много методик и пособий, но главное, занятия лучше проводить регулярно и в игровой форме, чтобы малышу было интересно и увлекательно.

Для достижения поставленной цели необходимо развивать антиципацию, оперативную память, периферическое зрение, координацию глаз. Кажется сложным и непонятным, но стоит разобраться, и первоклассник незамедлительно достигнет успехов.

1.Предугадывание содержания

Предположение даёт нам возможность не читать слово целиком, это и есть антиципация.  При регулярных занятиях формируется навык, благодаря чему существенно ускоряется темп. Начинать следует с самого легкого. Берем простые слова, пишем их на карточках и разрезаем пополам по горизонтали.

Перемешиваем между собой и предлагаем ребенку угадать слово по верхней или нижней части букв и найти пару. Затем можно усложнить задачу. Написать предложение и листом закрыть снизу, чтобы остались видны только «верхушки» слов и предложить прочитать предложение.

Также хорошо использовать чистоговорки и крылатые выражения, что расширит кругозор школьника.

2.Развитие оперативной памяти

Для того, чтобы понимать, о чем прочитанный текст, его необходимо запомнить. А если ребенок читает конец предложения и не помнит, чем оно начиналось, то здесь помогут упражнения на развитие оперативной памяти.

И. Т. Федоренко разработал зрительные диктанты для младших школьников. Задача в том, чтобы за отведенное время запомнить предложение с определенным количеством букв, а затем его записать. По мере выполнения количество слов и букв увеличивается. Эта методика широко используется в начальной школе, но и дома ей можно воспользоваться. Карточки находятся в открытом доступе в интернете.

3. Смотрим шире

Периферическое зрение позволяет видеть предметы, расположенные от прямого взгляда. Его развитие ведет за собой увеличения угла зрения. Наиболее известный метод — таблица Шульте, но есть альтернативный вариант.

На листе бумаги в произвольном порядке записываются слова, которые малыш сможет легко прочитать. Называете одно из написанных слов и просите его найти, затем следующее.

Смысл в том, что ребенок пока ищет одно слово, читает и запоминает другие, тем самым увеличивается угол обзора зрения.

4.Координация глаз

Обучение детей читать по традиционной методике, заключается в прочитывании первого слога, затем второго и соединению их между собой, глазами возвращаясь к первому слогу. Возвратные движения глаз в процессе чтения называются регрессией.

Чтобы ее убрать есть маленькая хитрость. Ребенок прочитывает слово и его закрываем (линейкой/закладкой/листочком), чем не допускаем возврата к прочитанному.

Координацию глаз поможет развить чтение справа налево, не переворачивая слово, при этом смысл текста теряется, идет акцент на правильное произношение.

Интересный и необычный способ-чтение книги вверх тормашками, когда ребенок сначала читает в привычном варианте, а затем предлагаем перевернуть книгу и продолжить чтение. Это поможет научиться быстро ориентироваться в тексте и разовьет координацию глаз.

5.Проговаривание при чтении

Дети учатся читать вслух, воспринимая прочитанное ушами. Затем приобретают навык чтения про себя, т. е. не произнося прочитанного. Это необходимо для быстрого чтения. Попробуйте упражнение, в котором предлагается ученику зажать карандаш губами и зубами и читать про себя, это подавляет артикуляцию и темп увеличивается.

Выполняя простые упражнения в игровой форме, вы непременно добьетесь результата, главное, чтобы занятия приносили удовольствие вам обоим, были постоянными.

Пусть ваши уроки будут в формате пятиминутки, настройтесь на веселый, позитивный лад. Не стоит практиковать все сразу и за один вечер.

И тогда ваш малыш быстро добьется успехов, вы укрепите связь с ребенком и поможете достичь высот в обучении.

Предыдущая статья
Следущая статья

Вернуться

Источник: http://www.vladimirka.ru/press/kak_nauchit_rebenka_v_7_let_bystro_chitat_08.htm

Как научить ребенка читать по слогам

Как быстро научить ребенка читать в 7 лет

статьи:

Наверное, большинство людей помнят свою первую книгу, по которой они учили буквы и постигали первые азы чтения. Раньше рынок такой литературы мог предложить максимум пару книг. В то время родители изощрялись как могли, чтобы научить своих любимых чад читать. Однако, на сегодняшний день ситуация с учебной литературой кардинально изменилась.

Многие родители теряются среди огромного разнообразия обучающих книг и не могут сделать выбор методики по которой будут учить читать своего ребенка. Данная статья расскажет о современных методиках и нюансах обучения детей чтению.

Благодаря рассмотренным в статье вопросах, родители смогут отдать свое предпочтение тому или иному способу, который поможет научить кроху читать в домашних условиях.

С какого возраста учить ребенка читать по слогам?

Выучить алфавит с крохой можно даже в год. Изучение каждой буквы должно происходить в игровой форме: мама может задавать вопросы о том, что это за буква, какие слова с нее начинаются, на какой предмет она похожа и т.д. Игра такого рода понравится малышу в любом возрасте. Знание ребенком алфавита это прекрасно.

Но в каком возрасте начинать сливать буквы в слоги, а слоги соответственно в слова? Специалисты в последнее время наблюдают тенденцию раннего развития детей. Многие родители начинают учить малыша грамоте и письму едва крохе исполнится год. Однако психологи и педагоги пришли к единому мнению, что такое раннее обучение не принесет желаемой пользы.

В этом возрасте малыш имеет еще не полностью сформировавшуюся психику, поэтому последствия такого раннего развития могут быть плачевными.
Чтобы развитие ребенка было гармоничным и последовательным не стоит торопить события и с года вбивать буквы ему в голову. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо выяснить на какой стадии развития находится малыш в данный момент.

При этом следует знать, когда у него формируются те или иные сферы восприятия. Познавательная, эмоциональная и телесная сферы восприятия начинают формироваться еще в период беременности и развиваются до трехлетнего возраста. С трех до пяти лет начинает формироваться функциональная сфера восприятия, отвечающая за органы восприятия (слух, зрение, вкус, осязание и обоняние).

Осознанная психическая деятельность формируется у ребенка после семи лет. Если родители пытаются «перешагнуть» тот или иной этап формирования, то со временем это скажется на процессах развития крохи. Например, если начать заниматься зрительной нагрузкой раньше, чем сформируется зрительная сфера восприятия, то у крохи может развиваться близорукость.

Специалисты рекомендуют не начинать обучение чтению до тех пор, пока полностью не сформируется цилиарная мышцы, которая отвечает за зрение. Полное ее формирование происходит к пяти-шести годам жизни ребенка. Выждать это время и предупредить близорукость гораздо проще, чем потом восстанавливать малышу зрение.

Чтобы понять, что малыш физиологически готов обучаться чтению, следует проверить развиты ли у него следующие навыки: — ребенок говорит полными предложениями, которые может связать в рассказ; — речь ребенка логопедически правильная, без нарушений ритма и мелодики; — малыш легко определяет где право и лево, хорошо ориентируется в пространстве; — ребенок различает и выделяет определенные звуки в разных частях слова. Если малыш обладает вышеперечисленными навыками, то мозг его уже достаточно сформировался, чтобы приступить к обучению чтению и неважно 4 года ему или 7.

Как заниматься, чтобы ребенок не устал?

Дошкольники быстро теряют внимание и интерес к однообразной деятельности. В процессе занятия детям может стать скучно, и они потеряют интерес к происходящему, быстро утомятся. Чтобы предотвратить такой исход событий первые занятия должны длиться не более десяти минут.

Длительность последующих занятий постепенно нужно увеличивать, однако время одного урока не должно превышать тридцати минут. Ребенок должен легко и непринужденно воспринимать поступающую к нему информацию.

Поэтому занятия должны проходить в игровой форме, так малышу будет интересно заниматься.
Важным условием начала занятий по обучению чтения является то, что ребенок знает весь алфавит. Изучить буквы можно с помощью букваря или кубиков Зайцева.

При изучении букв важно учить малыша правильно произносить звуки, которые обозначают те или иные буквы, например, звук «в», а не «вэ».

Десять рекомендаций, как быстро научить ребенка читать по слогам

Специалисты в области педагогики, психологии и раннего развития разработали простые рекомендации, благодаря которым можно быстро научить ребенка читать по слогам, а главное без слез и истерик.

Рекомендация №1.

Важно выбрать методику, наиболее подходящую конкретному ребенку. Как показывает практика, детям легче учиться читать по слогам с помощью букваря. Достаточно эффективным является учебник К.Жуковой.

В этой книге умеренное количество картинок, которые будут поддерживать интерес к обучению и одновременно с этим не будут отвлекать от процесса.

Не важно какую книгу выберут родители, главное, чтобы процесс обучения был интересен ребенку и проходил в положительном русле. Излишняя строгость может отбить у ребенка желание заниматься, так как он заранее будет настроен на неудачу и родительское разочарование.

Рекомендация №2.

При изучении букв должна быть правильная последовательность изучения гласных и согласных. Сразу ребенок должен выучить открытые гласные (а, о, у, э, ы), затем твердые согласные н и м. На следующем этапе изучаются глухие и шипящие согласные (с, ш и др.).

При изучении согласных очень важно, чтобы ребенок произносил не название буквы, а звук, который обозначает данная буква. То есть буквы мы пишем и видим, а произносим и слышим звуки.

Рекомендация №3. В начале каждого занятия необходимо повторить ранее выученные звуки. Также необходимо закрепить выученный на занятии материал в конце урока. Систематическое повторение пройденного материала позволит сформировать правильный механизм обучения.

Для повторения необходимо подготовить красочные карточки с разными буквами. Карточки нужно перемешивать и в виде игры предлагать ребенку прочитать образованные буквосочетания. Таким образом ребенок отработает чтение слогов до автоматизма.

Рекомендация №4.

Когда ребенок усвоит простые звуки можно переходить к самостоятельному образованию слогов. Чтобы заинтересовать кроху можно рассказать ему историю, как «м» пришла в гости к «а», затем произнести сочетание «мммм-ааааа».

Важно нацелить ребенка на то, что буквы «спешили» на встречу друг к другу, поэтому произносить их нужно слитно, а не по отдельности.

Чтобы маленький ученик не допустил ошибку при произношении слогов, взрослый должен правильно и четко произнести слог до того, как это сделает малыш. Если же ребенок повторяет слог с ошибкой, то нужно сразу же его поправлять, иначе у него сформируется неправильное понимание буквосочетаний.

Рекомендация №5.

Для облегчения изучения и запоминания информации нужно начинать с изучения простых слогов, которые состоят из двух звуков, например, ла, на, мо, ру, ни и т.д. Ребенок должен понять, как из двух букв формируется один слог.

После усвоения механизма составления слогов, процесс обучения существенно облегчится и можно перейти к изучению более сложных буквосочетаний (ка, во, шу и т.д.)

Рекомендация №6. После того, как ребенок научится читать буквы слитно, нужно усложнить задачу и начать изучать слоги, которые начинаются с гласных букв, например, ом, ан, ув, ар и пр. Не стоит торопить события и заставлять ребенка читать простые слова из выученных слогов. Юный ученик должен отработать навык чтения по слогам до автоматизма.

Рекомендация №7. На следующий этап можно переходить только в том случае, если ребенок усвоил чтение всех слогов на уровне автоматизма.

Теперь можно приступать к чтению простейших слов, в идеале это слова с повторяющимся слогом, например, мама, папа. Затем к можно перейти к таким словам, как мало, мыло, рама и др.

Также можно попробовать дать ребенку слово из трех букв – луг, суп, лес, нос и т.д.

Рекомендация №8. Чтобы ребенок правильно читал слоги, взрослый обязательно должен показывать ему, как правильно произносится тот или иной слог. Буквосочетание должно звучать внятно и четко.

Не стоит прибегать к ошибочной методике произносить слова нараспев. Этот метод часто используется в детсадах. Однако он приводит к тому, что в дальнейшем дети не делают краткие паузы между словами и говорят все на одном дыхании.

Чтобы не допускать таких проблем, от методики учить читать слоги нараспев стоит отказаться.

Рекомендация №9. Если в процессе обучения малыш не проявляет интерес к чтению, значит не нужно торопить события и заставлять кроху в 4 года учить буквы.

В этом возрасте достаточно чтобы малыш рассматривал картинки, описывал их и слушал сказки, которые ему читают взрослые.

С началом обучения чтению нужно подождать до 5-6 лет и уже перед поступлением в школу начать учить читать открытые слоги и писать печатными буквами.

Рекомендация №10. Игровые формы обучения помогут сделать урок увлекательным и живым. Не нужно заставлять ребенка читать быстро. Главное, чтобы он читал правильно, а скорость можно наработать в дальнейшем.

Как научить читать слоги слитно рассказано в следующем видеоуроке:

Каждый ребенок рано или поздно научится читать. Задача родителей ненавязчиво в форме игры помочь ему освоить буквы и запомнить звуки. Нужно просто любить свое чадо и заботиться о нем, а учиться можно начать непосредственно перед поступлением в первый класс.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Источник: http://birth-info.ru/816/parenting-Kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam/

Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения

Как быстро научить ребенка читать в 7 лет

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово.

Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это.

Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо развивать технику чтения. Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и внимание, и усидчивость, и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Проблема 1. Собственно чтение

Допустим, ребенку хочется читать, но выходит пока плоховато. Упражнения для быстрого чтения смотрите ниже.

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

Правила

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также:

  • 18 упражнений на понимание текста.
  • Как научить ребенка понимать текст.

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова».

Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!».

Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-первых, читать вслух. Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка дислексия — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед.

Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание.

В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние.

Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6606_kak_nauchit_rebenka_chitat_bystro_pravilno

Перво-КЛАССНЫЕ родители! Или учим читать семилетку

Как быстро научить ребенка читать в 7 лет

Administrator     08.04.2016     Comment Closed     Обучение ребенка

Первоклассник – это серьезно. А, значит, и разговор у нас будет серьезный. Какие требования предъявляет школа к учащимся начальных классов? Как научить ребёнка читать в 7 лет, чтобы немного позже, в его дневнике стояли только хорошие отметки?

Почему нужно учить читать быстро?

Конечно, не для того, чтобы учитель мог сдать отчет и получить выговор или благодарность. Темп чтения – важный показатель качества знаний школьника. Дети, которые читаю медленно, понимают текст хуже. Скорость их обучения ниже. Какая уж тут учеба, если учащийся тратит на прочтение маленького текста уйму времени? А в старших классах, когда параграфы занимают несколько листов?

Обучение ребенка чтению должно опираться на цифры 120-150 слов в минуту. Это средняя скорость человеческой речи. К такому темпу должен прийти ребенок примерно к 8 классу. После окончания младшей школы техника не проверяется. То есть, начиная с 5 класса, скорость чтения — личное дело каждого ученика.

Первая серьезная проверка делается в конце года. Хорошим считается результат от 30 до 40 слов. Кроме скорости, учитель проверяет еще ряд параметров, которые также влияют на оценку.  Об этом мы поговорим в отдельной статье «Правильная техника чтения, и как этого достичь». При этом надо учесть, что это скорее показатели динамики, а не оценивания. Не менее важно понимать прочитанное.

Почему дети читают медленно? Как научить читать ребенка 7 лет? Важнейшие показатели для успешного обучения чтению – развитая память и устойчивое внимание. Бывает так, что, еще не дочитав слово до конца, первоклассник забывает его начало. Он вынужден читать снова.

Ошибки ребенка при обучении чтению и как их исправить

Существует целый набор детских ошибок при чтении. Все они влияют на скорость и осмысленность чтения (главные требования к ученику!) фатально. Ниже Вы получите несколько работающих советов по устранению этих недочетов.

  1. Что: Слабый словарный запас, неизвестные слова. Как: Подбирать для чтения только возрастные тексты. Перед чтением и в его процессе разбирать неизвестные слова (наиболее эффективный прием — сравнение и пример).
  2. Что: Узкое поле зрения, школьник не может охватить взглядом целое слово (тогда как он должен наоборот, успевать увидеть следующее во время проговаривания предыдущего). Как: Воспользуйтесь играми, которые предлагаются в конце статьи.
  3. Что: Возвратное движение глаз (ребенок возвращается к началу слова несколько раз, прочитывая его дважды-трижды). Эта привычка возникает как следствие из второго пункта. Как: Попробуйте прикрывать белым листом прочитанное слово. Будьте терпеливы и доброжелательны!
  4. Что: Слаборазвитые речевые органы (язык, губы, движения челюстей, дыхание). Ребенку с «неловким» языком трудно прочесть быстро. Если его постоянно подгонять, можно довести малыша до логоневроза. Как: Выполнять различные логопедические комплексы для развития артикуляционного аппарата. Очень полезна дыхательная гимнастика и скороговорки.

Игры для обучения чтению в 1 классе

Как научить ребенка читать в 7 лет? Эти игры будут полезны и для тех детишек, которые никак не включатся в учебный процесс, и для маленьких отличников – как профилактика трудностей.

Для этой игры Вам придется немного потрудиться – набрать на компьютере фразы и распечатать их.  Предложение набираются по схеме от простого к сложному. Печатаются в столбик. Части предложения располагаются симметрично относительно центра листа. В каждом последующем предложении повторяются все слова из предыдущего, и добавляется одно новое. Пример:

Мамаl мыла.Мама мыlла полы.Мама мыла lполы в доме.

Мама мыла полlы в нашем доме.

Обратите внимание: по центру столбца проводится сплошная зеленая линия. Читая фразы, школьник должен держать взгляд на этой полосе и в то же время, читать всю фразу целиком. То есть, задействуя боковое зрение, ребенок учится видеть соседние и далее слова.

Развитие словарной памяти

Обучение младших школьников чтению посредством игры – прекрасный  метод для развития памяти. Игра в ассоциации – по сути, мнемонический прием, который пригодится ребенку еще не раз.

Прочтите чаду несколько пар слов, которые так или иначе связаны по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Например:

груша – фруктутро – вечермяч – воротамама – ласкарыба – щукамороженое – молоко

кошка – мышка

После того, как пары будут прочтены, Вы называете первое слово из связки, а ребенок отвечает, какое слово стояло рядом.

Игра на внимание

Веселая и подвижная игра, в которую можно играть даже во время отдыха от занятий. Взрослый называет слово, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит заданный звук. Например: заданный звук У. Вы произносите: Кукушка – школьник хлопает дважды.

Усложненный вариант – один раз хлопнуть, когда услышишь гласный, два раза – когда согласный. Например: заданные звуки М (два хлопка) и А (один хлопок); Машина – два хлопка, один, один.

Нет более важного дела, чем как научить ребенка любить читать. Если малышу интересно, он зауважает книгу без всяких усилий!

Случайные записи

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1192-pervo-klassnye-roditeli-ili-uchim-chitat-semiletku.html

Скорочтение для детей — как научить ребёнка быстро читать

Как быстро научить ребенка читать в 7 лет

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов?  Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться  некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

  • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы:  «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
  • Учим читать слоги, объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
  • Родители  не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три  небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного — двух часов.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста.

Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух  параллельно, следя за вашим пальцем.

Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Чтение на время. Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

Выберете текст, который ученик будет читать в течение одной минуты. Засеките время. Как только минута истечёт, скажите «стоп» и прекратите чтение. Отметьте то место в тексте, где остановился ребёнок.

Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст.

Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть .

Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки.

После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения».

Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память.

Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая  опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата  нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

10 4 28 19 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 9 29 7

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Тренируем память

Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно развитая память школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Проводим визуальный диктант

Напечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Отмечаем результаты!

Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

Вебинар по развитию скорочтения у детей:

Источник: http://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/skorochtenie-dlya-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.