Развитие новорожденного по месяцам

Содержание

Развитие новорожденного ребенка по месяцам: как развивается младенец до года — в 1, 2, 5, 6 и 7 месяцы

Развитие новорожденного по месяцам

/ Новорожденный / Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками. Подробнее о 1 месяце новорожденного →

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа». Подробнее о втором месяце жизни новорожденного →

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус. Подробнее о третьем месяце жизни новорожденного →

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба». Подробнее о развитии 4 месячного ребенка →

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими. Подробнее о развитии 5 месячного ребенка →

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п. Подробнее о развитии 6 месячного ребенка →

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки. Подробнее о развитии 7 месячного ребенка →

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки. Подробнее о 8 месячном ребенке →

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям. Подробнее о развитии 9 месячного ребенка →

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д. Подробнее о режиме дня 10 месячного ребенка →

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

о новорожденных детях

Советуем почитать: Как лечить насморк у грудничка и что делать, если у 6 месячного ребенка появились сопельки

Источник: https://moirody.ru/newborn/razvitie-novorozhdennogo-po-mesyacam.html

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Развитие новорожденного по месяцам

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро.

Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек.

Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Источник: https://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda

Особенности развития новорождённого ребёнка по неделям, этапы развития в таблице

Развитие новорожденного по месяцам

Беременность, дети > Развитие ребенка > Особенности развития новорождённого ребёнка по неделям, этапы развития в таблице

Спустя 9 месяцев ожидания, мама, наконец, встречается со своим малышом и берет его на руки. Первые четыре недели жизни ребёнок считается новорождённым. Это период адаптации и привыкания к новым условиям как для малыша, так и для его родителей.

За этот, казалось бы, небольшой срок с малышом происходят существенные изменения. Хорошо, когда папа и мама имеют представления об особенностях развития ребёнка первых недель и готовы обеспечить ему необходимые условия для благополучной адаптации.

Развитие новорождённого первой недели

Первые четыре недели жизни ребёнка

Первая неделя будет довольно скудна на события. Ребёнок будет много спать. Задача этого периода – попытаться установить режим кормления, сна и бодрствования.

  • Особенности этапа. Малыш появляется на свет с уже врождёнными поисковым и сосательным рефлексами. Эти заложенные природой функции позволяют новорождённому получать еду уже в первые минуты жизни. Если погладить угол рта малыша, то он сразу же повернёт голову в направлении касания и откроет рот в поисках «еды» (груди или бутылочки). Это поисковый рефлекс. Сосательный рефлекс ребёнка начинает развиваться ещё на 32-й неделе внутриутробной жизни, и к 36-й неделе он уже полностью развит.

В первые сутки после появления на свет ребёнок теряет в весе, установленном при рождении. Это не страшно, и связано с тем, что младенец очищается от внутриутробной жидкости, которая, в том числе, заполняла его кишечник. Обычно уже к концу первой недели новорождённый возвращает вес, который потерял в первые несколько дней.

В процессе родов головка ребенка может немного деформироваться от прохождения по родовым путям. В течение нескольких дней она должна расправиться и принять округлую форму.

Чтобы голова малыша легко прошла по родовым путям, его череп имеет два мягких пятна, называемых родничками. В норме к году они зарастают плотной костной тканью.

Конец пуповины будет ещё прикреплён некоторое время. Желательно сохранять эту область сухой и обязательно обрабатывать антисептическими средствами по назначению врача.

Первая прогулка может быть уже на этой неделе. Для этой цели лучше подойдёт тихое, спокойное место на свежем воздухе.

  • Физическое развитие. Большую часть времени новорождённый малыш проводит во сне. Каждые 3–4 часа он просыпается, чтобы поесть, затем снова засыпает до следующего кормления. В небольшой период бодрствования у младенца можно заметить хаотичные и несогласованные движения конечностями. Это нормально, ребёнок ещё не в состоянии контролировать движения своих рук и ног, они могут его даже напугать.

С третьего дня у новорождённого проявляется рефлекс ползания. Если положить его на животик, то малыш начнёт изображать ползающие движения. Если к стопам лежачего в такой позе младенца приставить опору, то ребёнок будет рефлекторно отталкиваться от неё, ползая более активно. В норме этот рефлекс сходит на нет к 3–4 месяцам.

  • Психосоциальное развитие. В первую неделю жизни ребенок уже может различать звуки и голоса. Он поворачивает голову в направлении шума, может испугаться резкого стука или громкого крика.

Читайте:  Речь ребенка в 3 года — период словотворчества

Зрение новорождённого всё еще нечеткое. Но младенцы уже на первой неделе хорошо распознают человеческое лицо. Только появившейся на свет ребёнок способен четко видеть маму, держащую его на руках.

Развитие новорождённого второй недели

  • Физическое развитие. К концу этой недели движения малыша становятся более плавными в сравнении с первыми днями. В моменты бодрствования ребёнок активно протягивает руки и ноги. Если малыша взять за подмышки и дать ногам коснуться твёрдой поверхности, то он выпрямится и будет «стоять» на полусогнутых ногах. Это врожденный рефлекс опоры. Если ребёнка при этом наклонить чуть вперёд, то он сделает несколько шагов — рефлекторное хождение. Эти навыки физиологичны (нормальны) до полутора месяцев, далее они угасают. Наличие рефлексов – индикатор здорового развития младенца, если после трёх месяцев они продолжают сохраняться – возможно, имеет место расстройство нервной системы.

Ещё один жизненно важный врождённый инстинкт – верхний защитный рефлекс. Имея ещё довольно слабые шейные мышцы, новорожденный малыш, лежа на животе, пытается приподнять голову покачивающимися движениями, поворачивая её из стороны в сторону. Таким образом младенец рефлекторно создаёт себе условия свободного доступа воздуха в носоглотку.

Другими словами, оказавшись в положении лицом вниз, новорождённый малыш инстинктивно спасает себя от удушья.

  • Развитие восприятия. Новорождённые очень чувствительны к яркому свету, поэтому их зрачки остаются суженными. Так природа ограничивает попадание света в глаза младенца.

Зрение новорождённого

Зрачки начинают увеличиваться спустя примерно две недели после рождения, тогда малыши начинают различать светлые и тёмные оттенки.

В моменты уже более длительного бодрствования младенец понемногу начинает изучать окружающий мир. Двухнедельный ребёнок уже способен видеть и распознавать чёрно-белые изображения, фигуры. Развитие восприятия можно стимулировать, предлагая новорожденному, рассматривать, например, яркие узоры на тканях или обоях.

  • Психосоциальное развитие. На второй неделе жизни период бодрствования малыша становится более длительным. Ребёнок начинает общаться. Когда появляется чувство голода или другой дискомфорт, малыш сигнализирует об этом плачем. Если потребности младенца удовлетворены, то он спокоен.

В две недели ребёнок уже может различать материнский голос и голос незнакомца.

Развитие новорождённого третьей недели

  • Особенности периода. Случается, что плачущий ребёнок ничем не утешается. Непрекращающиеся крики могут длиться до трёх часов. Обычно причина этого в коликах, связанных с адаптацией желудочно-кишечного тракта малыша. Не у всех новорождённых детей становление пищеварительной системы проходит болезненно. Лишь около 15–20% младенцев испытывают дискомфорт в животиках. Обычно первые признаки колик появляются как раз в начале третьей недели жизни малыша, пик их приходится на шесть недель и к трём месяцам они прекращаются.
  • Физическое развитие. Ребёнок уже лучше контролирует своё тело. Движения его рук и ног становятся менее резкими. Если положить малыша на животик, то он будет слегка поднимать головку.

С рождения младенец имеет хватательный рефлекс. С каждой неделей он всё более развивается. Если поместить внутрь ладони младенца палец или какой-то предмет, он должен схватить его.

Малыш пока не может хватать предмет, расположенный вне его ладони, так как координация его рук и глаз развиты не в полной мере. Постепенно к шести месяцам разовьётся и этот навык.

  • Психосоциальное развитие. За первые две недели жизни малыша мама может заметить, что его крики и плач различаются в зависимости от его насущных потребностей. Если мама со временем научится распознавать эти сигналы, то эпизоды ежедневного плача могут значительно сократиться.

В три недели ребёнок уже может следить за перемещающимися объектами. Для него более привлекательны сложные формы, чем простые. Можно тренировать зрительные мышцы малыша, медленно перемещая предмет перед его глазами, — ребёнок с интересом будет следить за его движением.

Развитие новорождённого четвёртой недели

  • Особенности этапа. В начале четвёртой недели на лице ребёнка может появиться сыпь. В большинстве случаев она физиологична, и проходит через какое-то время без каких-либо вмешательств.

Волоски, покрывающие плечи и спину новорождённого

Тонкие волоски, покрывающие с рождения плечи и спину новорождённого, к концу недели начнут исчезать.

  • Психосоциальное развитие. Первая осознанная улыбка появится у грудничка к концу первого месяца. Если ранее улыбка была непроизвольным движением мимических мышц, то теперь малыш улыбается в ответ на положительный для него стимул (лицо мамы, её голос и т.п).

Месячный младенец уже охотно идёт на эмоциональный контакт, привязывается к окружающим его взрослым, узнаёт знакомые лица и настороженно реагирует на незнакомые. В моменты бодрствования с ним уже можно и нужно общаться: рассказывать что-то, улыбаться ему, петь. Это стимулирует эмоциональное и социальное развитие младенца.

  • Физическое развитие. В четыре недели малыш уже хорошо схватывает предметы, помещённые в его ладонь. Но координация рук и глаз ещё недостаточно развита, поэтому он пока не в состоянии взять предмет, расположенный перед его глазами. Мышцы шеи к концу первого месяца чуть окрепнут, и малыш уже сможет недолго держать головку.
  • Развитие восприятия. Ребёнок может поддерживать зрительный контакт в течение более длительного времени, он уже пристальнее следит за движущимися объектами. Для его глаз более привлекательны чёрные, белые и яркие цвета.

Малышу может понравиться смотреть на себя в зеркало. Если подвесить его детский аналог к кроватке, грудничок сможет наблюдать за собой. Это будет полезным развивающим инструментом.

Этапы развития новорождённого, особенности ухода за грудничком в первые четыре недели в таблице

Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя
Что характерно для этой недели В первые дни малыш теряет в весе: сходят отёки, очищается кишечник. Остаток пуповины отпадёт к концу недели. Грудничок восстанавливает вес, который потерял после рождения. Могут появиться колики, связанные с развитием системы пищеварения. Из-за этого малыш может чаще просыпаться и больше плакать. На лице малыша может появиться частая сыпь. Она физиологична и пройдёт сама собой.
Кормление Ребёнок питается каждые 2–3 часа. Если малыш на грудном вскармливании, то он может требовать грудь мамы чаще, таким образом увеличивая приток грудного молока. При грудном вскармливании ребёнок может получать еду по требованию. За сутки в среднем может происходить 8–12 кормлений.У ребёнка на искусственном вскармливании более жёсткие рамки — 60–80 г. каждые 2–3 часа. Малыш, питающийся маминым молоком, может сам регулировать частоту и длительность кормления.Малыш на смеси питается в том же объёме до конца месяца. Количество грудного молока у матери определяется потребностью малыша. Чем больше ребёнок ест, тем больше вырабатывается молока.
Сон Малыш спит 18–20 часов в сутки, просыпаясь на кормления каждые 2–3 часа. Пробуждения случаются независимо от времени суток. Суточное время сна младенца – 16–18 часов. Для сохранения круглой формы головы малышу следует спать не только на спине, но и на обоих боках. Можно постепенно учить малыша различать времена суток: днём — активное и увлекательное бодрствование, ночью – постоянный сон. У ребёнка складывается определённый режим сна: обычно 3 раза днём, и где-то 8 часов ночного сна, но пока ещё с перерывами.
Физическое развитие Движения хаотичны, непроизвольны.Проявляются первые врожденные двигательные рефлексы (ползания, хождения). Движения становятся менее резкими. Если взять лежачего малыша за ладошки, он рефлекторно начнёт слегка подтягиваться. Движения уже более плавные, но пока ещё непроизвольны. Продолжает развиваться хватательный рефлекс.С каждой неделей малыш все лучше держит головку. Малыш хорошо схватывает и крепко держит предметы. Мышцы шеи ребёнка способны держать голову более длительное время.
Развитие слухового и зрительного восприятия Новорождённый слышит звуки, реагирует на резкий шум, голоса.Зрение пока нечёткое, но малыш может хорошо видеть близкорасположенное человеческое лицо. Малыш узнаёт голос мамы.К концу недели он уже хорошо различает тёмные и светлые оттенки. Ребёнок может следить за перемещающимися объектами.Иногда у малыша может наблюдаться косоглазие. Это явление в норме должно пройти к 6 месяцам. Малыш может поддерживать зрительный контакт, дольше задерживать взгляд на предмет в движении.
Развитие эмоциональной сферы Малыш привыкает к лицу и голосу мамы, её запаху. Учиться узнавать мамины особенности среди других. Грудничок научился сигнализировать о своих потребностях. Ощущая дискомфорт, он более осознанно зовёт маму плачем. Характер плача малыша может различаться в зависимости от его «запроса» (поесть, поспать, переодеться). Это тоже вариант общения. Малыш активнее идёт на контакт, улыбается, услышав мамин голос, увидев её лицо. Различает знакомые и незнакомые лица.

До какого возраста ребенок считается новорожденным, можно ли его допаивать водой, стоит ли делать прививки смотрите в следующем видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

25 Июл 2018      Валерия        4      

Источник: http://MamyiDeti.com/razvitie-novorozhdennogo-rebenka-po-nedelyam.html

Развитие ребёнка от рождения до 1 месяца

Развитие новорожденного по месяцам

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы.

Физическое развитие

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако первый месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди — марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни.

Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3–7 дней — прививают против туберкулеза (БЦЖ).

Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде.

Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу.

В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. 

Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. 

У новорожденного в этот период различают пять состояний сна: 

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; 
  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; 
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; 
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; 
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5 – 2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка 

Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации.

Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10–12 кормлений за сутки.

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша — он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5 — 10 минут кормления.

Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться.

Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки.

Обычно это делается тремя способами — вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, — и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей.

Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3–5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает.

Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания.

Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37–37,5°С, продолжительность купания — не более 5–7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача.

К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14–15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания.

Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь.

В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

  • Хватательный — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • Поисковый — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
  • Сосательный — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
  • Рефлекс Бабинского — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  • Рефлекс Мора — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.
  • Рефлекс Бабкина — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
  • Плавательный рефлекс — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.
  • Рефлекс Ходьбы — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

Как развиваются органы чувств в этот период? 

Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров.

Если на расстоянии 40–50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом.

Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы.

Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха 

В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие.

Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным образом.

В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения.

Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/cr0

Развитие ребенка по месяцам. Развитие новорожденного

Развитие новорожденного по месяцам

В первый год жизни малыша с ним происходит масса изменений. Он познает мир и учится держать головку, сидеть, ходить, говорить и множеству других простых для взрослых вещей. Любое новое действие — это новая ступень развития новорожденного по месяцам его жизни.

От родителей в огромной мере зависит, насколько активно начнет развиваться их ребенок, как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Только упорный труд и постоянные занятия в игровой, непринужденной форме стимулируют умственное и физическое развитие крохи.

Развитие ребенка по месяцам описывает, какие навыки и умения у него должны появиться в определенный период жизни. Но такая хронология не является эталоном. Не стоит паниковать, если ваш малыш не вписывается в общепринятый график, так как некоторые детки живчики, хотят успеть все и сразу, а некоторые более спокойны и пассивны.

Развитие ребенка в 1 месяц.

На протяжении первого месяца жизни крохи длительность его сна постепенно уменьшается с 23 часов в сутки на 17-18 часов. С уменьшением времени, проводимого во сне, малыш начинает активнее развивать свои основные рефлексы:

  • При притрагивании к подошве ножки он ее уже способен отдернуть;
  • Хватательный (дав ему палец или игрушку, он уже сможет крепко ухватиться);
  • Если что-нибудь находится вблизи ротика малыша, то у него срабатывает сосательный рефлекс, и он попытается взять захватить это и ухватить губками.

Ребенок приблизительно с 2,5 недель жизни начинает реагировать на звуки, узнавать голос мамы. Также он попытается имитировать окружающие его звуки и речь.

Он способен сконцентрировать внимание на каком либо предмете и будет с интересом его рассматривать. В положении лежа на животе, кроха уже пытается поднять и удержать головку. Если подставить руку под ножки, то он будет пытаться оттолкнуться.

Движение пока хаотичны и неконтролируемы, но гипертонус мышц начинает постепенно спадать.

Развитие ребенка в 2 месяца.

Второй месяц жизни уже более активный по отношению к предыдущему. Малыш должен набрать вес в районе 800 грамм и рост около 3 см. Он уже способен различать и узнавать маму и папу, а также распознавать их эмоции.

Кроха уже может довольно долго разглядывать понравившийся предмет и выявлять эмоции по отношению к чему либо – интерес или отторжение, а также радость и улыбку.

Услышав знакомый звук или голос, он станет искать его глазками. Лежа на боку, ребенок уже в состоянии самостоятельно перевернуться на спинку. Ручки постоянно сжатые в кулаки. При сосании пальчика может самостоятельно успокоиться.

Развитие ребенка в 3 месяца.

Длительность сна существенно сокращается. К этому времени он уже понимает, что при помощи издаваемых звуков можно привлечь внимание родителей, попросить еду или выразить недовольство чем либо.

Он уже достаточно уверенно удерживает головку и способен поворачивать ее. Основные рефлексы начинают притупляться, а движения становятся более координированы и осознанны.

Кроха начинает привыкать к своим ручкам, пытается трогать лицо или другие предметы. Ему уже удается копировать мимику взрослых и издаваемые звуки. Он четко различает членов семьи и способен радоваться, когда ему уделяют внимание, или наоборот – плакать, когда с ним не играют.

Развитие ребенка в 4 месяца.

Наконец то наступает такое долгожданное время для родителей – большинство деток ночью спят и максимум один раз просыпаются, чтобы покушать.

Ребенок может уже уверено следить глазками за предметом и распознавать его среди других подобных.

Лежа на животике, малыш уверено держится на локотках и крутит головкой во все стороны. Он самостоятельно способен переворачиваться в положении лежа.

У многих карапузов начинают появляться первые зубки, а волосы на голове приобретают нормальный вид, избавляясь от пушка.

Малыш уже точно может определять и узнавать родных, а также реагировать на свое имя. У него появляются осмысленные эмоции, точнее слезы это уже не только выражение желания покушать, а высказывание своего недовольства или обиды.

Развитие ребенка 5 месяцев.

С этого момента малыш стает намного подвижнее. Пытается сесть или подтянуться на ручках. Он уже может самостоятельно играть с полюбившимися игрушками, вертеть их в ручках и ощупывать. Движения становятся более скоординированы, он способен перекладывать предмет с одной руки в другую.

Ребенок способен различать интонации, замечает отсутствие мамы и требует к себе повышенного внимания. Он уже четко узнает знакомых людей и настораживается при виде незнакомцев.

Малыш способен произносить слоги и имитировать речь. Начинает играть в простые игры с другими детьми или взрослыми.

Развитие ребенка в 6 месяцев.

Большинство детей уже пытаются вставать при поддержке взрослых, а переворачиваться и сгибаться могут самостоятельно во всех направлениях. При виде интересного предмета ползут к нему.

Многие предметы рассматривает более внимательно и изучает их. При упоминании знакомого ему названия, способен искать глазками и узнавать предмет.

В таком возрасте начинают вводить прикорм, малыш вырабатывает свои вкусовые пристрастия.

С этого момента начинается становление речи малыша, поэтому необходимо много разговаривать с ним, изучать вместе названия вещей, повторять звуки окружающей среды.

Помните, что в таком возрасте малыш полностью повторяет ваше поведение и считает его единственно верным. Поэтому следите за своими действиями и интонацией, не проявляйте агрессию в присутствии ребенка.

Развитие ребенка в 7 месяцев.

К этому времени малыш уверено сидит самостоятельно, а при поддержке поднимается на ножки. Он способен следить глазками за предметами, которые перемещаются довольно быстро.

У ребенка появляется понимание некоторых свойств предметов. Он уже понимает, что если потрясти погремушкой, то она издаст звук, или если толкнуть мяч, то он покатится.

Большинство деток активно пытаются разговаривать, издавая звуки, подобны тем, что он слышит, или повторяя одни и те же слоги. В такие моменты подыграйте ему, разговаривайте с ним и вызывайте интерес.

Для малыша становится понятен смысл слова «нет», он может анализировать некоторые свои поступки.

Это период активного исследования все окружающей среды. Ребенок пытается любыми способами знакомиться с новыми предметами: щупать их, облизывать или грызть.

Развитие ребенка в 8 месяцев.

Активность малыша повышается, он учится ходить, придерживаясь опоры. Может самостоятельно вставать и ложиться.

Ребенок способен делать обдуманные поступки и выполнять просьбы, например дать руку или сесть, когда его просят. Намного лучше развита мелкая моторика, а движения более точны. Он может складывать предметы в емкость, закрывать крышки и т.д.

Малыш пытается танцевать, когда слышит музыку и может повторять не сложные движения взрослых.

Он отлично узнает своих близких даже на фото, а к чужим относится с опаской. Так же знает, что принадлежит ему, а что чужое. Резкие, громкие звуки его пугают. Пытается звуками и слогами выразить свои желания. Может повторять простые слова.

Развитие ребенка в 9 месяцев.

Поступки ребенка становятся более осмысленными. Он пытается играть с другими детьми и общаться с помощью жестов и имитации звуков. Может повторять за другими детьми действия.

У него вырабатываются собственные предпочтения. Ребенок выбирает любимые занятия, игрушки и еду. Предпочитает сам определять когда и чем заниматься. Проявляет повышенный интерес к новой еде, может изначально играть с ней или заниматься какими либо другими делами во время кормления.

Кроха способен различать довольно большое число привычных ему предметов и находить их взглядом при упоминании о них.

На данном этапе начинают формироваться поведенческие модели, ребенок копирует отношение родителей к окружающей среде и впитывает их форму взаимоотношений. Именно поэтому следует уделять ему максимум внимания и привязывать любовь к близким с самого начала формирования психоэмоционального типа.

Развитие ребенка в 10 месяцев.

Малыш определяет любимое занятие, он может рисовать, играть в песочнице и т.д. Но больше всего его будет интересовать какое либо одно занятие. Его интересуют другие дети, следует давать крохе играть со сверстниками и учиться взаимодействовать с окружающими.

Для него понятно назначение многих предметов, к примеру он знает зачем кружка или ложка и может активно их использовать.

Он способен выполнять простые действия, которые что либо означают, например махать ручкой на прощание. Также ребенок пытается запоминать новые слова. Следует помогать ему в этом, разговаривая с ним и изучая названия новых предметов.

Карапуз становится довольно ревнивым. Он может приревновать маму не только к другим деткам, но и даже к папе.

Развитие ребенка в 11 месяцев.

Малыш довольно уверено держится на ногах и с легкостью ходит, держа взрослого за руку. Он активно отстаивает свои предпочтения. Если ему не нравится еда, он может закатать истерику, протестуя против кормления, или активно защищать свои игрушки от других деток.

Что касается речи, то ему понятно практически все, о чем говорят взрослые. Ребенок будет активно пытаться вклиниться в разговор, ему необходимо, чтобы его слушали.

Большинство деток в таком возрасте пытаются кушать самостоятельно. Им так куда более интересно, чем пассивно принимать пищу, которую дает мама.

Для малыша становятся интересны мелкие детали. Все, что можно разобрать, он наверняка разберет, а что не осилит, то сломает.

Кроха очень интересуется занятиями взрослых, для него важно принимать участие в процессе, которым занимается мама. Дайте ему помочь вам сложить овощи в кастрюлю и разобрать постиранную одежду. При этом обязательно хвалите малыша. Более положительного влияния на его самоутверждение и взросление сложно придумать.

Развитие ребенка в 12 месяцев.

Малыш становится более активным. Первые удачи при попытках ходить самостоятельно окрыляют его. Карапузу становится недостаточно просто ходить, ему хочется бегать. Важно поддержать кроху и уберечь от серьезных падений, чтобы он не испугался и не перестал ходить вовсе.

С этого момента ребенок способен обижаться на поступки или запреты родителей. Не достаточно сказать ему просто «нет». Попытайтесь объяснить ему причину, он хоть и не сможет ответить но поймет, что вы ему говорите. А еще лучше – попытайтесь переключить его внимание на какое либо другое действие.

Ребенок будет пытаться во всем подражать взрослым. Он пока не знает, что хорошо, а что плохо. Рассказывайте ему как вести себя нельзя, а как нужно.

Малыш может капризничать и отказываться от приема пищи. Тогда следует предложить ему помочь вам во время готовки. Это безусловно заинтересует его. Никогда не пытайтесь знакомит малыша с чем то новым при помощи криков или угроз. Это может развить у него страхи и комплексы.

Источник: http://utro-zhizni.ru/razvitie-novorozhdennogo-po-mesyatsam/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.