Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае.

Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации.

Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение.

Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово.

Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове.

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания.

Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Этап №1 Мотивация

Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

  • угостить ребенка апельсином;
  • дать посмотреть мультфильм про ослика;
  • показать уточку и попускать ее плавать в миске.

После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.  

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква.

Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия.

Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Этап №4. Составление слога

Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

  • поставить два кубика рядом;
  • написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
  • поселить буквы в один домик и т.д.

Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука [м] и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука [а]. Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

Читаем по слогам

Представленная методика, как научить ребенка читать по слогам подходит для занятий дома с малышом с 5 лет. Через 2-3 недели занятий ребенок сможет самостоятельно, глядя на написанные буквы, называть слог.

Не надо его торопить, однако, если он затрудняется произнести слог по истечению 30 – 60 сек, нужно ему подсказать, помочь составить слог. Делать это нужно в доброжелательной манере, без раздражения и упреков.

Когда ребенок составит первые слоги «ма», «му», пора показать, что соединив некоторые слоги вместе, можно получить целое слово.

Объяснять это лучше с использованием слоговых кубиков (можно купить специальный набор или сделать их самостоятельно) или  деталей конструктора.

Главное, показать, что для прочтения слова нужно называть слоги и затем их объединить. Обязательно спросите у ребенка, какое слово получилось и что оно обозначает.

В дальнейшем, когда уже не нужно будет много времени тратить на объяснение всех описанных азов чтения по слогам, основная часть занятий должна быть посвящена тренировочным упражнениям.

Учителя-практики утверждают, что нет иного способа научиться хорошо читать, кроме постоянного чтения. Чем чаще и больше ребенок будет читать, тем лучше это будет у него получаться. А поэтому у него нужно поддерживать постоянный интерес к занятиям по чтению.

Для этого рекомендуется использовать разнообразные дидактические игры.

Примеры:

  • Логопедические упражнения.
  • От игры – к чтению. Дидактические упражнения.

Игра «Солнышко»

На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.

Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.

Игра «Побежим по дорожке»

Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется. 

Игра с кубиками

Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:

  • прочесть все слоги на кубике;
  • выбрать кубики, чтобы составить слово;
  • заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
  • подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.

Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.

Таблица слогов

Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:

  • найти указанную букву и прочитать все слоги с ней;
  • найти в таблице названый слог;
  • показать в таблице названные слоги и составить из них слово;
  • нарисовать лучики между слогами, чтобы получилось слово.

Позже нужно сделать еще одну таблицу, которая будет состоять из сложных слогов. 

Смотрите также: Интерактивные презентации для обучения чтению. 

В результате постоянных тренировочных упражнений умение называть слоги будет доведено до автоматизма, и от этого скорость чтения значительно увеличится.

Однако родителям нужно помнить, что это не единственный критерий, который важен для хорошего чтения.

Следует также уделять внимание развитию таких характеристик чтения, как осознанность и выразительность, то есть речь уже идет о технике чтения в комплексе.

Об авторе: Гладко Марина, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.  Киященко Татьяна, Башкирцев Захар, Деревнин Вячеслав.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6781_kak_nauchit_rebenka_chitat_po_slogam

Как научить ребенка читать к школе?

Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях

Современные родители стараются, как можно раньше выучить с ребенком буквы и освоить грамоту. Многие делают это сами, другие доверяют только профессиональным педагогам. Если вы пока еще не знаете, как научить ребенка читать, то эта статья поможет быстро добиться нужных результатов.
 

7 простых правил для обучения чтению

  1. С интересом, без принуждения. Занятия должны быть ребенку в радость. Очень хорошо, если он сам просит вас достать азбуку или коробку с буквами. Чем младше малыш, тем короче должны быть домашние уроки.

    Если вы видите, что он устал, плохо чувствует себя или не настроен, спокойно посидеть, то стоит отложить очередное знакомство с миром звуков в домашней школе до более удобного момента.

  2. Запоминаем звуки. Всевозможных методик обучения чтению великое множество. Это и легендарные кубики Зайцева, системы Домена, Сесиль Лупан и Марии Монтессори.

    Можно использовать любую, но если вы решили научить ребенка грамоте самостоятельно, то стоит вспомнить, что мы слышим и произносим звуки, а буквы видим и пишем. Запоминать малыш должен «М» – не «Эм», «П» — не «Пэ». Не нужно произносить названия букв, только звуки, которые они обозначают.

  3. Читаем по слогам.

    Даже если ваш сын или дочка знают пока всего только пару-тройку гласных и согласных звуков, стоит сразу начать складывать их вместе, читать сочетания – слоги. Это не так-то просто, но позволит постепенно освоить сам принцип соединения звуков в слово, а совершенствовать его можно до самой школы. Главное — правильный «фундамент», основа навыка, тогда и дело пойдет быстрее.

  4. Не торопимся, не ждем быстрых результатов. Каждый ребенок — особенный, у него свой темп развития, способности, задатки. Не стоит стараться научить его читать как можно раньше, отыскивая уникальный быстрый способ, это не принесет никакой пользы. Постепенно, шаг за шагом, двигаемся к цели, не забывая повторять пройденное.
  5. Учимся в игре.

    Все обучение дошкольника должно быть организовано в игре. Сделайте или купите карточки с буквами, можно нарисовать их вместе с ребенком. Выводите буквы не только в домашних тетрадках и альбомах, но и на асфальте, песке. Используйте любую возможность для увлекательного освоения грамоты во время прогулки, путешествия.

  6. Тренируемся каждый день.

    Регулярность занятий — непременное условие успеха. Усаживайте малыша за карточки ежедневно, хотя бы на 5 минут. Уважительная причина пропуска очередного «урока» – болезнь, плохое самочувствие малыша. В такие дни стоит устроить каникулы.

  7. Хвалим и поддерживаем. Отмечайте даже небольшие успехи ребенка, не ругайте за ошибки.

    Критика пока не нужна, ведь малыш только-только начинает осваивать сложный навык. Не скупитесь на похвалу, даже если его заслуги пока еще незначительны.

Эти советы помогут родителям самостоятельно научить ребенка читать довольно быстро, уже к началу школьных занятий у него будет полностью сформирован этот ценный навык. 

Когда начинать учить ребенка читать

Знакомство малыша с азбукой происходит очень рано, но как обучить ребенка грамоте с нуля правильно? Уже к 2-3 годам многие карапузы узнают и называют некоторые буквы. Легче всего даются им те, которые обозначают гласные звуки. Это А, О, У, И.

Их легко произносить, петь, рисовать, выкладывать из палочек или шнурочков. Если дело идет хорошо, то постепенно, по одному, можно добавить и согласные. Важно правильно подобрать те, которые формируются у малыша первыми и ему их легко произносить.

М, П, Б, Д, Т помогут складывать первые слоги. 

Главное правило для домашней школы: звук и буква — это разные понятия. Если вы хотите научить ребенка читать правильно, то называйте ему не букву, а звук, который она обозначает: «Б», а не «Бэ», «П» – не «Пэ». Только в этом случае малыш сможет без труда соединять их в пары, т. е. слоги. Если этот этап прошел успешно, то ваш маленький ученик будет читать «ПА» и «МА», а не «ПэА» или «МэА». 

Не стоит торопиться и требовать от ребенка запомнить все буквы алфавита, к 3 годам научиться бойко читать любые слова. В этом возрасте нужно создать хорошую базу для освоения беглого чтения в будущем. Лучше всего обучение, конечно, проходит в игре.

Игры, которые помогут выучить буквы:

Взрослый произносит звук, а малыш находит его на карточке или настенной азбуке.

В небольшом мешочке ребенку предлагается отыскать нужную букву-фигурку, объемную. Интереснее играть, если нельзя подсматривать, а выполнять задание только на ощупь.

Все буквы, с которыми уже познакомился ребенок, прикрепляются на игрушки (фигурки, машинки, кубики) и соединяются по две, в случайном порядке, с согласным и гласным звуками.

Нужно правильно прочитать слог, который получится. Затем предметы меняются местами и задание повторяется. За успехи обязательно хвалите малыша, радуйтесь его первым победам.

За ошибки не стоит ругать, еще есть много времени для их исправления.

Для малыша 4-6 лет наступает новый, очень ответственный, этап – подготовка к школе, обучению. Азбука и основы грамоты к этому времени уже должны быть усвоены.

Пришло время познакомиться с гласными «второго ряда», которые обозначают сразу два звука — Я, Ю, Е. Будущий ученик учится быстро отличать парные согласные звуки К-Г, П-Б, В-Ф.

Узнает, что звук может быть когда-то мягким, а когда-то твердым. 

Эти правила и тренировка их применения помогают не только научиться легко читать тексты в азбуке и детских книжках, но и подготовиться к письму. Грамотность — это хорошая зрительная память и отличный фонематический слух, т. е. способность слышать и узнавать все звуки в слове. 

 

Игры для этого возраста нацелены на развитие именно таких качеств:

В мешочке нужно смешать разные игрушки, названия которых начинаются с похожих звуков. Ребенок достает по одной и раскладывает каждый предмет к подходящей букве.

Раскладываем игрушки в два домика, к «молоточку» и «подушечке» – это символы мягкости и твердости звуков. В слове «баран» — звук «б» твердый, «баранка» — тоже, а вот «билет» и «берет» начинаются с мягкого звука. Такие группы можно составлять для любых парных согласных (С-Сь, Б-Бь, М-Мь и т.д.).

Выкладывание ребенком слов, которое называет родитель. Использовать пока стоит самые простые варианты (кот, дом, мак). 

Малыш должен исправить слово, которое составил взрослый и «ошибся».

Такая методика обучения, основанная на звуковом анализе, помогает научиться читать легко и формирует необходимую базу безошибочного, грамотного письма. Освоить ее в домашних условиях совсем несложно, но родителям придется немного «освежить теорию», вспомнить основы фонетики.

Быстро и хорошо

Уже в 1 классе ученик должен уметь читать бегло, поэтому лето перед школой стоит посвятить тренировке этого навыка. Требования к технике чтения растут с каждый годом. Вот, какие показатели существуют сейчас для первоклассника — от 15 до 25 слов должно быть прочитано за минуту в незнакомом тексте. Затем эти цифры начинают неуклонно расти.

Например, если во 2 классе ученик должен безошибочно читать от 36 до 50 слов, то в 3 классе — уже 60-75! К концу 4 класса на «пятерку» нужно успеть «пробежать» без запинки почти 100! Для тренировки этих качеств эффективно использовать короткие тексты. Начинать со знакомых, постепенно добавлять новые.

 

Главные правила, которых стоит неукоснительно придерживаться:

  1. постепенное увеличение объема текста;
  2. регулярность тренировок; 
  3. похвала и поддержка ребенка. 

Скорость чтения — важный показатель, но не не менее ценно осознание прочитанного, понимание и запоминание материала. Согласитесь, что быстро — не всегда хорошо. Существуют специальные способы, которые тренируют чтение «сознательное». Самый простой — просить ребенка повторять каждое прочитанное предложение. Достаточно 3-5, не нужно так делать со всем текстом. 

Не только уметь, но и любить 

К концу начальной школы навык беглого чтения должен быть полностью освоен, но для родителей встает следующая задача.

Как научить ребенка читать с удовольствием, привить ему любовь к книге?
Именно в 7-10 лет формируются интересы человека, в том числе и литературные вкусы.

Конечно, они будут развиваться, но если в этом время не помочь ребенку подружиться с книгой, то дальше этого добиться будет все сложнее и сложнее. 

Какие советы родителям можно дать для этого периода? Очень важен личный пример! Ребенок должен видеть, что вы дома регулярно читаете, сами любите книги. До 10-12 лет полезно читать детям вслух, можно делать это по очереди. Подбирайте литературу разную, обсуждайте прочитанное.

Если вы затрудняетесь с выбором, то стоит поискать списки рекомендованных книг для разных возрастов, поспрашивать коллег и знакомых о предпочтениях их детей, отыскать любимые книжки своего детства. Научить ребенка читать — одна из важнейших задач дошкольной педагогики, это основа успешного последующего обучения.

Конечно, тренировать эту способность необходимо и тогда, когда начнутся школьные занятия. В это время стоит уделять внимание совершенствованию техники чтения и способности анализировать текст, хорошо ориентироваться в нем, выделять главные мысли. Для детей от 10 лет будут полезны методики быстрого чтения, которые пригодятся для изучения научной литературы по программе.

 

Интерес к художественной литературе — большая ценность, которую родители могут передать своим детям. Книга — надежный друг, помогите ребенку научиться понимать и любить ее.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/kak-nauchit-rebenka-chitat-k-shkole/

Как научить ребенка читать

Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях

Если ребенок пойдет в первый класс, умея читать, учеба будет даваться ему легче. Чтобы развить этот полезный навык, не обязательно прибегать к помощи платных репетиторов.

Если Вы готовы выделить время на ежедневные занятия с сыном или дочерью, то справитесь сами.

Наша статья расскажет,  как в домашних условиях  быстро и легко научить ребенка правильно и хорошо читать по слогам и целыми словами за год.

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).  
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер.  Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда.  Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.  

Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения

  • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
  • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
  • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
  • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
  • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
  • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
  • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало.  Наши клиенты гарантированно получат:

  1. Сертификат основоположника
  2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу. 

Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

  • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
  • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

Карточки Гленна Домана

Разработчик метода – американский физиотерапевт. Он считает, что мозг человека растет до 7 лет, и именно в этот период следует использовать все его ресурсы. Акцент делается на зрительном восприятии информации.

Родители приобретают специальные карточки: красные буквы на белом фоне.  Они продаются в детских магазинах, но при желании Вы сможете сделать их самостоятельно. Если прибегните к последнему варианту, не мельчите.

Оптимальный размер заготовок 50 на 10 см.

Одно занятие включает в себя три этапа, по 15 слов в каждом. В первые дни показывайте малышу существительные. Четко произносите то, что написано на карточке. Постепенно увеличивайте количество «подходов». Добавляйте другие части речи, демонстрируйте сразу несколько слов, составляйте словосочетания и предложения.

Во время обучения зрительная и слуховая память ребенка активизируется. Он невольно начинает соотносить графическое начертание со звуковой оболочкой, и учится читать незаметно для себя самого.

Несмотря на то, что методика дает хорошие результаты, у нее много противников. Специалисты справедливо замечают, что дошкольник запоминает информацию механически, знания имеют энциклопедический характер.

Навыки самостоятельного анализа развиваются слабо, креативное мышление остается в зачаточном состоянии. Мы не призываем родителей отказаться от этого способа, но не рекомендуем использовать только его.

  

Кубики Зайцева

Знаменитый советский педагог, Николай Александрович Зайцев, создал этот известный педагогический инструмент, способный заинтересовать детей и пробудить их интерес к чтению. Он задумался о том, как научить ребенка любить читать в игровой форме и разработал набор из 52 кубиков. Из них 7 одинаковые. Они включены для того, чтобы малыш мог выложить такие слова, как «мама» и «папа».

Согласно методике ученого, основной единицей языка является не буква, звук или слог, а склад. Это может быть пара из согласной и гласной, сочетания с мягким или твердым знаком и даже одна буква.

Главное, чтобы ребенок легко и без усилий мог произнести то, что написано на гранях. В процессе игры дети быстро улавливают разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими.

Они начинаются понимать принцип состава слов.

На деталях большого размера написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Объясните малышу, что размер игрушки соотносится с тем, как человек раскрывает рот, когда произносит тот или иной склад ( «ба» – широко, «бя» – чуть-чуть).

 При работе с кубиками задействованы сразу несколько видов чувственного восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. В классических наборах игровые элементы созданы из двух материалов: дерево и железо. На железных изображаются звонкие согласные, на деревянных – глухие.

На магазинных полках Вы увидите пластиковые и даже картонные варианты, которые нужно клеить самим.

Цвет игрушек также помогает при обучении: на золотых – только гласные, на железных и деревянных – сочетания букв, на белых – знаки препинания. Двойные кубики показывают ребенку, что в русском языке не все буквы могут стоять рядом друг с другом, некоторым нужны определенные пары.

Помимо кубиков в обучающие комплекты входят таблицы, где не только отражены те склады, что уже есть на игрушках, но и добавлены новые. Обращаем Ваше внимание, что плакаты надо расположить на уровне роста дошкольника. Он должен видеть, что на них изображено.

Если Вы решили воспользоваться этой методикой, соблюдайте последовательность действий:

  1. Дайте малышу познакомиться с новой игрушкой. Это могут сделать даже дети, не достигшие двухлетнего возраста. Отдайте кубики в их полное распоряжение, не объясняя, что на них написано. Пусть они построят из них башню, попробуют на зуб, постучат один о другой.
  2. Когда ребенок начнет разговаривать, начинайте обучение. Понаблюдайте, какая деталь набора особенно приглянулась Вашему сыну или дочери. Внимательно рассмотрите ее вместе. Н.А. Зайцев рекомендовал взрослым не проговаривать, а пропевать то, что написано на гранях. Он считал такой способ знакомства со складами более эффективным и веселым.
  3. Работу с таблицами вводите на позднем этапе. Она также подразумевает совместную пропевку. Предлагайте ученику найти кубик с такими же сочетаниями, которые только что были озвучены. Расскажите историю о потерявшихся складах-близнецах, которым нужно помочь встретиться.  
  4. Не забывайте об игровой составляющей. Придумывайте интересные задания, которые малыш захочет выполнять. Предложите ему построить из кубиков паровоз, который поедет, только если Вы вместе сможете прочитать получившееся слово. Вспомните, какие звуки произносят животные, и складывайте их. Если идеи закончились, обратитесь к книге автора методики «Письмо. Чтение. Счет», которая предлагает родителям массу занимательных обучающих игр.  

Методика Марии Монтессори

Самая популярная из всех, была разработана в начале ХХ века, но не утратила актуальность до сих пор. Автор считает, что сначала родителям следует научить детей писать, и только потом переходить к чтению:

  • Развитие мелкой моторики. Чтобы письмо ручкой или карандашом не вызывало трудностей, сначала научите ребенка раскрашивать и обводить предметы по контуру. Хорошо подойдет упражнение, при котором надо соединять точки для получения рисунка. Штрихуя картинки, он разработает кисть, пальцы начнут слушаться.
  • Тактильный контакт. Малыш должен почувствовать буквы, понять, какие они на ощупь. Для этого приобретите кубики или книжки с выпуклым алфавитом или вырежьте его из бархатной бумаги. Проводя по отдельным деталям пальчиком, дошкольник запомнит очертания, ему будет легче воспроизвести их в дальнейшем. Предлагайте ему угадать, что написано, закрыв глаза.
  • Составление слова. Используйте те же кубики или бумажные карточки.
  • Письмо. Не давите на сына или дочь. Кто-то начинает с отдельных элементов алфавита, а кто-то сразу пишет предложения. Марина Монтессори считала, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Разнообразьте процесс обучения, чтобы дети не потеряли к нему интерес. Маленьким очень нравится «письмо на манке». Несмотря на название, использовать можно любую крупу. Насыпьте немного на плоскую тарелку и предложите ребенку что-нибудь написать острой палочкой. Это упражнение удобно еще и потому, что его можно проводить вне дома. Когда мальчики и девочки пишут на песке или земле, они совершенствуют навык.
  • Чтение. Дети начинают складывать отдельные буквы в слова параллельно с процессом их написания. 

Наша статья рассказала Вам, как научить дошкольника читать в домашних условиях. Помните, что в процессе обучения надо регулярно хвалить малыша, подчеркивать его успехи и мягко исправлять недочеты, не прибегая к крику и наказаниям. Желаем успехов и верим, что наши рекомендации помогут Вам воспитать гения.

Источник: https://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/kak-nauchit-rebenka-chitat

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях

Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях

Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры.

Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком.

Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.

Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.

Небольшая история моих детей

У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.

Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.

Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.

Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы

Источник: http://glavnyecennosti.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/

Мама и дети
Добавить комментарий